На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Аюрведическая практика

Сама по себе аюрведическая наука может показаться немного странной для начинающего специалиста. Слишком много новых терминов и, как правило, слишком мало конкретных объяснений. Аюрведа представляет собой один из разделов «ведических» наук. При этом многие согласны с тем, что если даже эти книги весьма важны, то понять их очень трудно. В этом смысле «нормальный человек» прежде чем что-либо изучать желал бы конечно знать практическую ценность того, что предлагается к изучению. Однако обычно существует два варианта аюрведической литературы. Один вариант дает буквально подстрочный перевод ведических книг, который, возможно, был легко доступен четыре тысячи лет назад, а это примерно и есть время создания этих работ, причем, по оценкам специалистов, наиболее поздних из них. Последние исследования показывают, что их возраст можно смело исчислять сорока тысячами лет. Из чего становится понятным, что уже и время ушло, и люди изменились, и язык общения стал другим. Поэтому, подобного рода подстрочники, безусловно, «грея душу» переводчика, дают мало возможностей для их изучения современному человеку. С другой стороны, многие «практические руководства» настолько усекают теоретическую базу, что их частные советы не работают и вовсе.
Понятно, что наиболее сложным моментом любого исследования является диагностика. Безусловно, симптоматический, описательный подход предоставляет определенную возможность соотнесения того или иного пациента с определенной аюрведической конституцией. Однако практически это осуществить крайне трудно, поскольку, любая конституция, как мы с вами уже поняли, является схемой патогенного процесса, а, следовательно, итогом некоторого диагностического процесса, а совсем не его началом. При этом следует иметь в виду, что любой патогенный процесс симптоматически проявляется в своих конечных, локальных, фазах. А поскольку разнотипные заболевания могут вызывать у разных пациентов схожесть симптоматических проявлений, в этом и состоит главная трудность. Горевать, конечно же, здесь не стоит, поскольку ничего нового мы не открываем, а данная ситуация является обычной терапевтической практикой. Поэтому, для выявления патогенеза практически используются два момента: 1. Локализация зоны поиска (всегда желательно знать, что искать). 2. Картина того, «что ищем».
Первый пункт данной методики - а методика вполне традиционна и используется, по меньшей мере, те же сорок тысяч лет - и является ключом к разрешению описанной ситуации в практическом смысле. Не имея этого ключа, мы с вами становимся лишь «читателями занимательной литературы аюрведического свойства». Зона поиска всегда связывалась с патогенной предрасположенностью конкретного пациента к тем или другим видам заболевания. Наиболее полно эта теория развита в Чжень-Цзю терапии, поскольку, как мы с вами знаем, индийцы, традиционно использовавшие аюрведу, предположительно имели склонность к капха-дисбалансу, а поскольку диета является крайне мягким вариантом терапии, конкретные лечебные свойства ее использовали мало. Чжень-Цзю развивалась как обычный вариант терапии с соответствующими методами диагностики и лечения. И, следовательно, ее методическая база была более конкретна. Дополнив аюрведические подходы механизмом анализа патогенеза, аюрведические методы становятся весьма мощным и действенным вариантом терапии, который в случаях сложных системных состояний, которые всегда сопровождаются глубокой иммунной депрессией, зачастую является главным моментом первичной терапии и прекрасным сопровождающим курсом. В случаях «пустоты Инь», а это именно тот случай, специалисты Чжень-Цзю терапии в Древнем Китае никогда не проводили чисто терапевтических процедур – иглоукалывания, мокса и даже массажа, считая его «недопустимо нагрузочным для данного состояния пациента». Речь в этом случае могла идти только о лечении диетой в качестве первоначального курса, создающего саму возможность для дальнейшей активной терапии. На втором этапе, когда эта терапия проводилась, и энергетика пациента начинала восстанавливаться, приток энергии – еда – был совершенно необходим. Поэтому, мы с вами рассмотрим два варианта аюрведической практики – аюрведическую гармонизацию и аюрведическую терапию.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.