На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Основы аюрведических знаний
Основы аюрведических знаний
Психика - функция - органика
Механизмы регуляции организма человека можно разделить на три компоненты: психика - функция - органика. Взаимодействие этих элементов может пояснить следующая схемка:
Схема 1 "Взаимодействие конституций"
Не откладывая вопрос вдаль, мы сразу поясним взаимодействия функций организма соответствующим аюрведическим конституциям. Как гласит народная мудрость, "все болезни - от нервов". Все традиционные науки (Аюрведа, Чжень-Цзю терапия) и присоединившаяся к ним некоторым образом гомеопатия, это легко подтверждают. Буквально: заболевание развивается "сверху вниз и изнутри кнаружи". Таким образом, развитие заболевания провоцируется психикой, дальше идет подвижка функций органов и систем, т.е. возникает функциональная фаза патогенного процесса, и лишь потом возникают подвижки в области органики. В сущности говоря, хорошо развитые органические фазы патогенных процессов и наблюдаются при использовании методов современной медицины, таких как томограф, УЗИ и т.д. Ясно, что наблюдение этих фаз происходит в тот самый момент, когда заболевание достигло своего апогея. При этом, имея в виду подвижность психических процессов, развитие заболевания можно было легко предотвратить при появлении первых признаков изменения психического состояния. Не успели на этом этапе - тоже ничего. Функциональная фаза развития заболевания обычно проявляется в виде подострых и острых случаев, которые, безусловно, требуя применения квалифицированного курса терапии, тем не менее, также надежно могут компенсироваться.
Возникновение органных фаз всегда говорит о хорошо развитом хроническом процессе с наличием иммунодепрессии, т.е. ослаблением защитных функций организма и возможной опасностью для самой жизни пациента.
Исследование патогенных процессов на самых ранних стадиях (психические фазы, функциональные изменения) всегда интересовало медицинскую науку. Поскольку данные фазы не имеют органических очертаний, и их невозможно исследовать методом "пощупать", в разных школах всегда существовали попытки создания методов и методик диагностирования этих фаз. В этих случаях речь всегда шла о некоей предрасположенности организма пациента к развитию патогенных состояний, а развитие этих предрасположенностей описывалось механизмом конституций. Именно поэтому три основных конституции всегда можно найти в различных медицинских школах. То, что Аюрведа называет Вата, Питта и Капха, в гомеопатии связано с понятиями Флюорика, Фосфорика и Карбоника, соответственно.
Большинство из вас удивит такая пара понятий: "иммунотерапия" и "Аюрведа". Однако, с точки зрения лечебной практики, эти методы оптимально дополняют друг друга. Поскольку все методы микроволновой иммунотерапии, включая классическую гомеопатию, действуют (оказывают влияние) вначале на психику пациента, вызывая соответствующие функциональные и органические сдвиги. Методы Аюрведы, питание, и другие специальные методики, действуя на уровне органики, оказывают существенное влияние на стабилизацию психики и коррекцию функциональных нарушений.
Опыт чтения лекций (а ваш покорный слуга с 1992 г. обучил более 1000 человек) приводит к пониманию того факта, что самым трудным для наших врачей является отнюдь не понимание смысла методик (напротив, они быстро понимаются и эффективно потом применяются), а самого языка их изложения. После знакомства с терминами Вата, Питта, Капха возникает некоторый шок, который длится на курсе еще дня два. Здесь нужно иметь в виду, что данная терминология является традиционной для данной науки, и, уважая ее, следует употреблять именно эти термины. В дальнейшем вы увидите, насколько это удобно. Если мы говорим, что пациент - Капха, имеется в виду, что у пациента развитый патогенный процесс, соответствующий избыточности и нарушению обменных процессов вообще. Если употребляется термин "Флюорик", мы понимаем: весь комплекс психических изменений, присущих данному пациенту. Именно психических, поскольку гомеопатия определяет конституцию пациента преимущественно в психической сфере. Так что это где-то даже и удобно.
В отношении изучения Аюрведы для тех, кто никогда ранее не был с ней знаком: лучше сначала все изучить и постараться понять, не обращая внимание на непривычность и странность терминов и схем, поскольку это язык аюрведического описания, и с этим ничего не поделаешь. Это похоже на проблему купания: кто-то входит в воду постепенно, кто-то окунается сразу. Это, как говорится, дело вкуса. Однако, глупо говорить о том, хороша или плоха сегодня вода, если вы в ней даже не искупались.
Аюрведические конституции
Итак, Аюрведа описывает три конституции: Вата, Питта, Капха, что соответствует ветру, желчи и слизи. Если посмотреть на нашу схему 1 "Взаимодействие конституций", то это взаимодействие описывается следующей формулой развития патогенеза: "ветер гонит желчь, а желчь сжигает слизь". Попробуем понять, что под этой фразой понимается в сугубо медицинском смысле. Во-первых, удивление вызывает разнородность самих понятий: "желчь" и "слизь" - это вроде бы как некие субстанции организма, а "ветер" - уж совсем не из этой песни. Но из песни слов не выкинешь, поэтому, для первого понимания, что такое конституции, нужно себе четко представить, что три конституции делятся на две группы: статическую и динамическую. С точки зрения Аюрведы здоровье пациента обеспечивается равновесием двух статических компонент: желчи и слизи. Если бы не влияние динамической компоненты - ветра, все было бы просто. При этом, под словом "ветер" понимается развитие различного рода психических процессов, как то: эмоции, чувства и т.д. Фразу "ветер гонит желчь" можно пояснить следующим образом: ваш пациент часто и много ругается на работе, т.е. у него возникают яркие психические состояния с наличием агрессии - ярость, злость и т.д. Этот "ветер" "погонит желчь", что будет соответствовать гиперактивной работе печени и желчного пузыря. Если вслед за такого рода яркими состояниями у вашего пациента возникает обострение желчно-каменной болезни, или просто с его слов "он ощущает жжение в правом подреберье", удивляться не приходится. Развитие процессов "желчи" - из той же "формулы" - вызовет "сжигание слизи". Наиболее быстро данная схема действия скажется на суставах: поскольку желчь в прямом смысле "сожжет слизь", диагноз - артрит. Кстати говоря, артроз принципиально отличается от артрита тем, что при артрите, если использоватьтермины Аюрведы, "желчь сжигает слизь", стало быть, речь идет об огне, а, следовательно, о воспалении. Артроз в Аюрведе соответствует формуле: "ветер высушивает слизь", а само заболевание рассматривается как дегенеративное (гипосостояние, в отличие от артрита, которому соответствует гиперсостояние) изменение органов и систем.
Это небольшое пояснение, возможно, приведет вас к пониманию ценности изучения аюрведической науки, как совершенно нового дополнительного взгляда на уже известные вам заболевания, имеющего при этом и достаточно мощный курс терапии для их коррекции.
Практическое применение аюрведической диетологии
Опыт показывает, что большинство теорий, имеющих "оригинальное" происхождение, в число которых входит и Аюрведа, требует пояснений по их применению. Наиболее благоприятная точка зрения в отношении новых теорий, с которыми приходится сталкиваться, сводится к тому, что "есть ощущение, что все это работает, но не совсем понятно как". Таким образом, многие врачи, изучив определенную литературу, и начиная на ее основе применять соответствующие знания, имеют результаты такого рода, что "иногда все получается просто замечательно, а иногда не получается вовсе".
Позитивная, так сказать, клиника или, просто говоря, успехи, безусловно, оказывают на этого врача благоприятное впечатление, которое и побуждает его искать возможности разъяснения для самого себя "почему в тот раз получилось, а в этот - нет". Эта ситуация объясняется неполнотой знаний, которая не дает возможности получить прогнозируемые, т.е. надежные результаты по клинике каждого больного, когда отсутствие реальной динамики воспринимается не как случайная ошибка, а как вполне закономерный факт, определяющийся невозможностью реакции организма больного на данный вариант лечебного воздействия вообще или в данный момент в частности.
Таким образом, "оригинальность" самой аюрведической методики требует соответствующих уточнений.
Определим наши конституции
Самым трудным моментом аюрведической науки является определение конституций или тридоша. Эти доша: вата, питта, капха.
Капха или слизь отвечает за "накопление слизи в организме". В общем виде это можно пояснить так: если речь идетоб избытке веса, то это всегда проблема слизи или капха. Вата определяет динамическую неустойчивость в организме, которая, в свою очередь, напрямую связана с психической неустойчивостью. Поэтому, если у человека внешне можно определить как "проблему нервов" - слишком волнуется, психически неустойчив - то за это отвечает вата. Питта - пожалуй наиболее сложная из конституций для внешнего определения. Питта определяется как желчь. Поэтому человек становится более "желчным" - при этом, если вата более волнуется (попросту говоря, психует), то желчь склонна впадать в ярость. Данное определение является весьма общим с точки зрения любого врачебного подхода, т.е. сориентироваться мы, конечно, сможем, но однозначно определить ту или иную конституцию, а уж тем более их возможные "смешения" становится задачей затруднительной. По сути дела сложность диагностики аюрведических конституций является той базовой проблемой, с которой сталкиваются все, кто хотел бы заняться этой наукой, поскольку выбор средств для дальнейшей гармонизации весьма велик. Определив "патогенную конституцию", или патогенную доша, мы легко назначим соответствующую систему питания, основанную на употреблении тех или иных продуктов. Так что главная задача - в определении конституции. Впрочем, диагностика является основой любой медицины, поскольку, "что уж определим, то и полечим".
Аюрведа и биоритмология
И все было бы достаточно призрачно, если бы на помощь нам не пришла биоритмология. Все древние науки имеют единые корни. Просто, как мы это уже говорили, аюрведа, (вариант науки "чисто индийский"), со временем отклонилась в сторону практического рассмотрения выбора пищевых продуктов и их анализа, хотя в основе этой науки лежат базовые представления о конституциях, связанные с биоритмологическим типом.
Исследования вашего покорного слуги показали, что само понятие "тридоша" очень тесно связано с конституциями гомеопатическими и, в свою очередь, соответствуют как традиционно западной биоритмологии (система знаков Зодиака), так и традиционно восточной (знаки года). Так что у нас с вами есть возможность определить нашу с вами базовую конституцию просто по дате рождения.
Здесь следует заведомо оговориться, что мы определяем с вами хроническую предрасположенность или конституцию хроническую. При этом если наша с вами реальная конституция - текущее положение дел -соответствует этой хронической предрасположенности, что благоприятно, мы легко подберем гармонизирующий вариант диеты и вкусовой терапии. Если хроническая конституция не совпадает с текущей - здесь следует говорить о патогенном смещении тридоша за счет влияния внешних "вредных" факторов.
Теперь становится понятным, почему соответствие нашей с вами реальной конституции и конституции хронической является благоприятным. Внешние факторы - это всегда заболевания, поэтому если у нас с вами сохраняется хронический типаж, это можно объяснить отсутствием серьезных заболеваний. Поэтому соответствие хронической конституции и текущего состояния говорит о неплохом состоянии вашего здоровья. По крайней мере, если заболевания и существуют, они не имеют яркого характера, т.е. не развиваются. Поэтому в поликлинике вам поставят диагноз "здоров", основанный на представлении о компенсации вашего состояния. Впрочем, давайте определим наши конституции.
Схема 2 "Определение хронических конституций"
Обратим Ваше внимание на схему 2: "Определение хронических конституций". Пользоваться ей достаточно удобно. Для этого нужно знать знак вашего рождения по восточному календарю (год рождения) и ваш знак Зодиака по календарю западному (месяц рождения).
Сначала нам с вами нужно определить основную конституцию или ту доша, которая будет превалировать во влиянии на ваше здоровье и самочувствие. Эта доша определяется по знаку года. Здесь как бы год рождения "боле весом", чем месяц. Поэтому если вы, например, родились в год Тигра, то ваша конституция будет соответствовать питта. Теперь определяем дополнительную конституцию, и хотя она менее значима, чем "конституция по году", ее влияние всегда также легко отметить. Эта конституция соответствует вашему знаку Зодиака. Если, кроме того, что вы "Тигр" по году, вы еще и "Лев" по знаку Зодиака, у вас получается питта + питта, и вы имеете "чистую" конституцию питта. Здесь влияние месяца усиливает влияние года. Соответственно, "чистую" вата - конституцию будет иметь "Собака с Овном" - человек, родившийся в год Собаки под знаком Овна. Но это все наиболее простые варианты. Чаще, конечно, встречаются конституции смешанные. Если вы, например, "Тигр" по году и "Кот" по знаку Зодиака, ваша аюрведическая конституция может быть определена как питта + капха. Это соответствует тому, что главным, конечно, будет влияние питта - доша, однако при негармоничном или несоответствующем питании у вас может развиться и капха - дисбаланс. В самом простом виде капха - дисбаланс, который соответствует избытку слизи, вызывает понос, в то время как питта - дисбаланс, соответствующий огню, вызывает запор. Это, конечно же, всего лишь частный случай, который очень хорошо поясняет различия между питта и капха - конституциями. Поскольку одновременно запора и поноса быть не может, так как это противоположные тенденции организма, то обладатель этой конституции (питта + капха) должен иметь "устойчивый стул", но с легкой тенденцией к запорам. Это означает, что в случае, если он "что-нибудь не то съел", у него скорее будет запор, чем понос. Так что смешанные конституции не всегда плохи, поскольку они в хоть какой-то степени компенсируют друг друга, и лишь небольшое превалирование "старшей конституции" (конституции "по году") может давать легкий функциональный дисбаланс.
Поэтому у обладателя одной единственной конституции (вата, питта или капха) чуть больше проблем со здоровьем, однако ему проще назначить диету или систему питания, ведь в этом случае диета будет, например, "анти - питта": из его рациона достаточно будет исключить продукты, которые могут усиливать питта - доша. А поскольку все таблицы описания продуктов у нас с вами есть - это не проблема. Обладателю же смешанной конституции, несмотря на более устойчивое состояние здоровья, подобрать систему питания будет значительно труднее, или его рацион будет значительно уже, поскольку, чтобы он вел здоровый образ жизни, из его рациона следует исключить продукты, которые травмируют и одну конституцию, и вторую.
Это, конечно, слишком упрощенный вариант восприятия, однако нам с вами сейчас важно понять именно суть дела. А суть, в общем-то, такова, что ничего не следует пугаться, поскольку любой дисбаланс можно компенсировать правильным выбором продуктов, пищевых добавок и "специальных средств" аюрведы.
Определив наши конституции, а также обсудив "проблемы запоров и поносов", естественно возникает более конкретный интерес, "а что все это значит". Здесь нам на помощь приходит классический вариант описания классических аюрведических конституций, который поясняет, что может происходить в нашем организме при той или иной конституции.
Аюрведические качества конституций. Пракрити
Если биоритмологический расчет дает нам конституции хронические, или то, что "должно быть", то пракрити описывают симптоматику каждой конституции, т.е. то, что существует в реальности, по факту, на данный момент. Рассмотрим вата - доша.
Таблица 1. "Конституции человека (пракрити). Вата - конституция"
Признак конституции
Вата
Телосложение
Тонкое
Вес тела
Малый
Кожа
Сухая, грубая, холодная, коричневая, черная
Волосы
Черные, сухие, курчавые
Зубы
Выступающие, большие, кривые, десны тонкие
Глаза
Маленькие, тусклые, сухие, коричневые, черные
Аппетит
Изменчивый, недостаточный
Вкусовые склонности
Сладкое, кислое, соленое
Жажда
Непостоянная
Отходы
Сухие, выходящие с трудом, запоры
Физическая активность
Очень активны
Ум
Беспокойный, деятельный
Темперамент
Боязливый, нерешительный, непредсказуемый
Вера
Меняющаяся
Память
Хорошая о недавнем, плохая о прошедшем
Картины сновидений
Страхи, полеты, прыжки, бег
Качество сна
Недостаточный, прерывистый
Речь
Быстрая
Финансовое положение
Бедны, быстро тратят деньги на пустяки
Пульс
Нитевидный, слабый, движение змеи
Вата - доша
Для вата - доша характерно тонкое телосложение (более худощавый, чем полный), рост и вес преимущественно ниже средних. Это - базовые качества конституций. Поскольку наше "телосложение" определяется генным кодом - это то, что мы получаем от родителей, то данную позицию следует понимать, как обычную склонность. Эта часть соответствует конституции хронической, это то, что должно быть. Кстати говоря, в большинстве случаев бывает именно так, но возможны и исключения. Так, например, человек среднего роста может не быть худым, однако главное качество - тенденция к недостаточному весу - должна сохраняться.
Следующая позиция определяет, что кожа при вата - конституции должна быть сухая, грубая, холодная, коричневая, черная. Если первые три показателя (сухая, грубая, холодная) понятны, то в отношении определений "коричневая" или "черная": либо вы негр, либо речь идет о возникающей пигментации кожи - появлении на вашей вполне обычной коже кондилом, папиллом или просто пятен. Так что последние две характеристики кожи связывают вата - доша с соответствующими кожными заболеваниями.
Что касается "сухая, грубая, холодная", следует иметь в виду, что вата - конституция напрямую связана с "системой почек", причем, как правило, в сторону недостаточности. Функциональное же "снижение почек" как раз и вызывает "охлаждение и иссушение кожных покровов". Здесь мы находим прямое соответствие между аюрведическими конституциями и типами кожи: сухая, жирная и нормальная. Ногти всеми восточными науками рассматриваются как придатки кожи, т.е. напрямую с ней связаны, это же касается и волос. Если вы стоите перед необходимостью выбора крема, для вата - конституции следует остановиться на креме "для сухой кожи" и шампуне "Лореаль Париж" для сухих и поврежденных волос. Что и подтверждает наша таблица (Таблица 1 "Конституции человека (пракрити). Вата - конституция") в отношении волос.
Зубы. "Выступающие, большие, кривые, десна тонкие". Здесь у каждого здравомыслящего человека мог бы возникнуть вопрос, какое отношение вата - конституция может иметь к зубам. Но нам помогут конституции гомеопатические, напрямую связанные с тридоша. Так, вата - конституции напрямую соответствует конституция калькарея флюорика - препарат фтористого кальция. Данная конституция определяет недостаток этого соединения в организме. Так что при вата - конституции "Бленд-а- мед с флуористатом" - это то, что нужно, поскольку недостаток фтористого кальция вызывает не только недостатки зубов, но и деформацию костей, так как фтористый кальций напрямую определяет формирование опорно-двигательного аппарата человека. От себя можно добавить, что фтористый кальций, точнее его недостаток, делает нормально развившиеся кости тонкими и ломкими, а поскольку конституция вата соответствует периоду "старость" в сезонах жизни человека, то частота переломов при, казалось бы, вполне безобидных ушибах у пожилых людей как раз и соответствует дисбалансу вата.
В отношении глаз, их формы и цвета - оставим это для исследований аюрведы: цвет глаз, будучи параметром генетически обусловленным, не может быть элементом симптоматики. Иметь в виду его стоит, однако решающего значения для текущего дисбаланса вата - доша он не имеет.
Аппетит: изменчивый и недостаточный. Вата - доша вследствие повышенной "психичности" пациента провоцирует повышенную интоксикацию, вещества у человека с вата конституцией  очень плохо усваиваются. Это вполне соответствует рекомендациям профессора Преображенского: до обеда не стоит читать газет, особенно советских, поскольку всякое раздражение психики приводит к резкому ухудшению пищеварения (отсюда и аппетит, изменчивый и недостаточный). Вкусовые склонности (сладкое и кисло-соленое) являются как бы вкусовыми параметрами данной конституции. Следует иметь в виду, что сладкое влияет на поджелудочную железу, кислое - на печень, соленое - на почки, так что при вата - конституции следует обращать внимание на состояние именно этих органов.
Физическая активность (очень активны) напрямую связана с состоянием психики (ум беспокойный и деятельный) по схеме: голова ногам покою не дает. Пожалуй, для домашнего применения (или с неврачебной точки зрения) очень любопытной будет оценка картины сновидений. Здесь мы с вами имеем своеобразный толкователь снов. Страхи, полеты, прыжки - сюжеты, которые должны превалировать при избытке вата - доша. Это объясняется влиянием на подсознание человека с вата - доша главной эмоции этой конституции - страхом, который выражается в соответствующих сценариях сновидений или в образах снов.
Что касается оценки финансового положения: хотя это не имеет ни малейшего отношения к медицине, учитывать его стоит, поскольку финансовое положение может существенно влиять на выбор диеты. Отношение аюрведы к финансовому положению вата -- конституции: "бедны, быстро тратят деньги на пустяки". Объясняется это не столько их деятельностью, сколько принципиальным характером данной конституции, взятой, кстати, из гомеопатии (Леон Ваннье), поскольку основным качеством флюорика (аюрведическая конституция вата) является нерегулярность и, следовательно, неумение рационально планировать свою деятельность, да и отсутствие склонности к какому-либо планированию вообще. А если траты не планируются, то, что поделать, деньги исчезают быстро.
Что касается параметров пульса: этот параметр соответствует восточному принципу диагностики, но данный вид диагностики классической аюрведой не используется, поскольку аюрведа является дисциплиной скорее гармонизирующей, чем лечебной, в то время как в китайской Чжень - Цзю терапии (иглоукалывании) пульсовая диагностика является основой медицинского исследования. Правда, Чжень - Цзю терапия использует не три вида пульсов, а 12. Но ведь и мы с вами объединили 12 типов человека, соответствующих 12 знакам Зодиака в три аюрведические конституции, что соответствует принципу, в соответствии с которым трех конституций вполне достаточно для выбора гармоничной диеты.
Таблица 2 "Конституции человека (пракрити). Питта - конституция"
Признак конституции
Питта
Телосложение
Среднее
Вес тела
Средний
Кожа
Мягкая, маслянистая, теплая, светлая, красная, желтая
Волосы
Мягкие, маслянистые, рыжие или коричневые
Зубы
Средних размеров, десны мягкие, цвет зубов желтоватый
Глаза
Проницательные, острые, зеленые, серые, желтые
Аппетит
Хороший, избыточный, невыносимый
Вкусовые склонности
Сладкое, горькое, вяжущее
Жажда
Чрезмерная
Отходы
Мягкие, маслянистые, выходящие свободно
Физическая активность
Умеренно активны
Ум
Агрессивный, интеллигентный
Темперамент
Агрессивный, раздражительный, завистливый
Вера
Фанатичная
Память
Острая
Картины сновидений
Огонь, гнев, насилие, война
Качество сна
Короткий, но глубокий
Речь
Острая, язвительная
Финансовое положение
Средний достаток, тратятся на роскошь
Пульс
Умеренный, скачущий, как лягушка
Питта - доша
 Телосложение - среднее, средние вес и рост, да и вообще, питта - конституция соответствует сбалансированному среднему варианту. Кожа: мягкая, маслянистая, теплая. Питта - это "желчь" и ее состояние определяется желчным пузырем и печенью. В отличие от вата - конституции, при которой почки формируют сухость кожи, желчь по своей природе - маслянистая, так что все параметры, в частности кожа и волосы будут иметь характеристику "маслянистые". Ну а если даже дубленку смазать кремом, то она станет мягче.
Цвет кожи и волос преимущественно соотносится с цветом желчи, что может давать красные, желтые и рыжие тона волос и кожи. Так что "рыжий с веснушками" - это скорее питта - конституция. В отношении зубов "средних размеров", надо заметить, что питта - конституция, которая описывается в гомеопатии калькареей карбоникой, или углекислым кальцием, зубы не только средних размеров, но крепкие и здоровые. Это определенный плюс питта - конституции.
Аппетит: активный, поскольку питта имеет тенденции от нормы веса к его избытку, что и определяется избыточным процессом окисления в организме, который формирует токсины. Так, если дрова в печке горят сильно и жарко, то и пепла будет много, в связи с чем печку придется чистить. Повышенный же уровень обменных процессов питта - конституции просто требует, чтобы в организм "подбрасывали дровишек", иначе может возникнуть "травматизм печени", который, в свою очередь, вызывает приступы ярости. Так что если человека питта - конституции вовремя не покормить, вы вполне оцените не самые лучшие качества темперамента, определяемые аюрведой как: "агрессивный и раздражительный".
Таблица 3 "Конституции человека (пракрити). Капха - конституция"
Признак конституции
Капха
Телосложение
Плотное
Вес тела
Чрезмерный
Кожа
Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая
Волосы
Густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые
Зубы
Крепкие, белые
Глаза
Большие, привлекательные, голубые, ресницы густые
Аппетит
Медленно возникающий, но устойчивый
Вкусовые склонности
Острое, горькое, вяжущее
Жажда
Незначительная
Отходы
Обильные, маслянистые, медленно выходящие
Физическая активность
Апатичны
Ум
Спокойный, заторможенный
Темперамент
Спокойный, со склонностью к жадности и привязчивости
Вера
Твердая
Память
Замедленная, но длительная
Картины сновидений
Вода, река, океан, озеро, плавание, романтика
Качество сна
Тяжелый, продолжительный
Речь
Медленная, монотонная
Финансовое положение
Богаты, экономны, тратятся на пищу
Пульс
Широкий, медленный, движение лебедя
Сновидения. Если для вата - конституции главным был страх, то для питта - конституции главной патогенной эмоцией будет ярость. Так что огонь, гнев, насилие, война - все это сюжеты, если питта - конституция "вошла в ярость и не очень хочет возвращаться обратно".
Финансовое положение определяется тем, что, будучи людьми достаточно сильными и регулярными (способны планировать свою деятельность) они неплохо зарабатывают. Но определенная самовлюбленность и снобизм данной конституции тяготеет к соответствующей обстановке в быту. Ну а те, кто любит тратиться на роскошь, редко бывают богатыми, хотя и бедными их назвать нельзя, поскольку если из банка деньги сняли, то потратили не на пустяки, а на благоприобретения - в доме что-то новое появилось. Эту ситуацию арюрведа определяет как "средний достаток".
Капха - доша
 Капха - доша определяется параметром "слизь" и связана в нашем сознании с "восточным типом" женщины и мужчины. А поскольку каждый из нас хоть раз в жизни фильм из индийской жизни видел, все остальное - само собой разумеется. Итак: телосложение плотное, вес тела - чрезмерный. Кожа толстая, маслянистая. Волосы густые, маслянистые, волнистые, темные или светлые. Тоже относится к коже, просто "светлое" определяется как недостаток капха, а "черное" - как ее избыток. Зубы белые. Глаза - большие, как правило, миндалевидные - "индийский вариант". Аппетит: медленно возникающий, но устойчивый. Для капха или слизи динамика всех процессов замедленная, но если уж что-то происходит, будьте уверены, это солидно и надолго. Так и в отношении аппетита. Капха любит вкушать не торопясь, но в "Макдоналдс" (фаст фуд) - его не заманишь, всякая спешка противопоказана. Вкусовые пристрастия: острое, горькое, вяжущее. Физическая активность говорит сама за себя: для капха - доша характерна апатия во всем. Ум - спокойный, заторможенный, "звезд с неба не хватает", зато склонны действовать спокойно и наверняка.
Темперамент. Если для питта характерны ярость и склонность к военным действиям, то капха спокойны и привязчивы ко всему, будь то люди или деньги. Так, что капха - не капха, если он не "жмот". В отношении снов: для них характерны различные спокойные явления природы: лес, река, поля, если океан, то спокойный и солнечный, хотя, конечно, лучше озеро. В итоге, как всякий "жмот" и большой любитель покушать, деньги будет тратить в основном на пищу. Но не думайте, что речь идет о ресторанах - это простой домашний обед из 12 - 15 блюд. На всем остальном будем экономить.
В анализе дош или, точнее, в комментариях на классические темы аюрведы мы совершенно сознательно большее внимание уделили психике или характеру "наших героев", поскольку самой аюрведой качества психики исследуются мало, а главный упор делается на регулирование функций и систем организма за счет вкусов и диеты, образующих систему питания.
В качестве подготовки к будущему кулинарному жанру, следует отметить, что вкус бывает без пищи, и пища бывает без вкуса. Так, пряности создают активный вкус, но, понятно, что пищей при этом быть не могут. В тоже время можно найти много продуктов, вкусовые качества которых можно охарактеризовать как к "пресные" или безвкусные. Конечно же, какой - то определенный вкус есть в любом продукте, также как и пряность является элементом питания. Здесь же речь идет о превалирующих качествах. Так, например, в китайской кухне вам из любого продукта создадут любое блюдо, поскольку, если определенную рыбу отварить в мясном бульоне, ее после соответствующей обработки можно будет принять за телятину. Но это уже кулинарные изыски, которыми питание аюрведическое, увы, не страдает. В классической аюрведе: чем ближе к природе, тем лучше.
Чтобы вы не потеряли интерес к этой науке, покажем, что аюрведа имеет много интересных особенностей, для пояснения которых этой книги, конечно же, не хватит. Впрочем, мы приглашаем всех желающих принять участие в постоянно действующих семинарах Ассоциации интегральной медицины, на которых вы можете познакомиться с определенными аспектами и методами нетрадиционной медицины на более профессиональном уровне.
Под "профессиональностью" понимается не профессия врача, хотя врачи также проходят подготовку в Ассоциации по специальностям: гомеопатия, метод Фолля, аюрведа. (Зачем это нужно, мы немного расскажем в конце книги.) Здесь же под "профессиональностью" понимается более углубленное понимание аюрведической науки, которое позволит вам добиваться очень интересных результатов в процессе гармонизации. Кстати, аюрведа не воспрещает обмениваться знаниями и с вашими соседями, главное, чтобы им это было интересно.
Впрочем, нам следует отдохнуть немножко от "наукоемкого производства", поскольку чтение книги, безусловно, утомляет. Так что проведем небольшой научно - практический семинар на тему "Определение конституций и их качеств у "конкретного пациента". Здесь нам следует подобрать испытуемого, который должен быть знаком всем или часто находиться на виду.
Скорее всего, большинство из нас знакомы (хотя бы видели по телевизору) с Виктором Степановичем Черномырдиным. Знакомы в том смысле, что на протяжении 5 лет наблюдение различных аспектов его жизни дает возможность составить о нем определенное представление - "создать определенное впечатление". Проведем же наше аюрведическое исследование.
Итак, Виктор Степанович в этом, 1998 году, отметил свое 60-летие. Следовательно, наш "пациент" родился в год Тигра. Несложный анализ по табличке выявляет основную конституцию - это питта. Родился он под знаком Тельца, а это - капха. Так что конституция Виктора Степановича - питта + капха. Рост у Виктора Степановича (на глаз) средний. Зубы крепкие, хотя и желтоватые. Глаза - проницательные, острые. Аппетит, судя по всему - хороший. Физическая активность, или общая активность, совпадает с тем, что называется "умеренно активный": "пассивным" его не назовешь, но и "на рожон он не лезет". Судя по нашей табличке, Виктор Степанович - "фанат", так что любая необходимость менять свою веру или пристрастия является для него определенного рода стрессом. Если же под воздействием стресса он вынужден будет изменить свои пристрастия, например, в связи с увольнением, следует полагать, что в итоге характер его может стать агрессивным, склонным к раздражительности (любим стучать кулаком по столу) и не без элементов зависти. Эти качества мы с вами взяли из характеристики конституции питта. Однако конституция у Виктора Степановича смешанная. В отношении обменных процессов или "весовых критериев" питта - конституция является конституцией сбалансированной: если вата - конституция - это недостаток веса, а капха - его избыток, то питта - это нормальный вес. Следует заметить, что с точки зрения "аюрведолога" вес Виктора Степановича все же склоняется к "избыточному". Это и есть "добавка" капха - доша, которая склоняет или сдвигает питта - конституцию в свою сторону. Так, что рост как был питта - средний, так и остался, а вот вес можно оценить как чрезмерный, соответствующий капха - дисбалансу. Речь питта острая и язвительная. Поскольку об умении Виктора Степановича "пользоваться русским языком" ходят целые легенды, здесь более подходит капха - вариант: медленная и монотонная. В "тратах на роскошь" Виктор Степанович особенно не замечен, следовательно, богат, экономен, склонен тратиться на пищу.
Все эти параметры относятся к конституциям питта и капха, которые были определены как конституции хронические, на основе биоритмологического анализа. Анализ же текущей симптоматики показывает склонность Виктора Степановича к капха - дисбалансу (до увольнения): он был более спокоен, был весьма привязан к своему "визави", о "мужской любви и дружбе" которых можно было "слагать легенды". Диагноз аюрведы на "после увольнения": дисбаланс питта, агрессия, раздражительность, зависть и проблемы печени.
Возможности аюрведы (вкусотерапия)
Сейчас нам с вами пора сориентироваться в основных методах воздействия на организм человека, которыми располагает аюрведа. В своем, наиболее полном, индийском варианте - это целый комплекс методов и методик. С одной стороны, аюрведа - это система, опираясь на которую можно выбрать варианты питания для себя и членов своей семьи. Однако в США и других странах весьма активно развивается целая сеть институтов, в которых все желающие могут пройти курс "аюрведической терапии". Понятно, что "система питания" и "курс аюрведической терапии" существенно различаются как по восприятию, так и по конкретному их осуществлению, тем более, что соответствующий курс терапии занимает не менее месяца и стоит не менее миллиона долларов. Условно говоря, можно выделить: аюрведическую систему питания и аюрведическую терапию. Здесь возникают школы, которые дополняют аюрведический комплекс сопутствующими мероприятиями. Так, например, если в комплекс терапевтической аюрведы входят также массажи, клизмы, втирания, то дополняющая комплекс дыхательная гимнастика появляется из системы йоги и представляет собой комплекс традиционной индийской медицины. Очень часто сюда включаются цветотерапия, ароматотерапия, которые не являются собственно элементами аюрведы, но весьма близки ей по духу. Таким образом, легко получается сборник индийских вариантов оздоровления.
Мы с вами познакомились с тем, что составляет основу аюрведического знания и так или иначе связано с приемом пищи. Такой термин "прием пищи" выбран лишь потому, что в этот комплекс входит вся система питания - основные продукты и элементы вкусотерапии. Последнего пугаться не следует, поскольку термин "терапия" применительно к вкусам означает, что вкусовые компоненты имеют существенное влияние на органы и системы человека, и недооценивать их не стоит. Пугаться термина "вкусотерапия" не стоит еще и потому, что она основана на применении исключительно пряностей и "приправ". Здесь имеются в виду обычные наши пряности: перец, шафран, укроп, а также такие ингредиенты как соль и сахар, которые относятся к "приправам".
Вкусотерапия или применение пряностей и естественных ароматизаторов важна еще и тем, что при создании аюрведического блюда очень часто приходится компенсировать нежелательное действие того или иного продукта. Как раз здесь на помощь приходят пряности. При этом их можно использовать и непосредственно: добавив к нейтральной во вкусовом отношении пищи пряности и приправы, мы сможем с вами использовать действие самих вкусов, которое, повторим еще раз, весьма значительно.
Начнем же мы наше рассмотрение с анализа пищевых продуктов.

Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.