На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Относительность Инь-Ян

Относительность в единстве

            После того, как в древности было установлено существование человеческой энергии, тут же встали новые проблемы: в чем причина чередования сна и бодрствования? В чем причина жары и холода? Какая разница между физической силой и ментальной, или психической, силой? Какая разница между твердым веществом, жидкостью и солнечными выделениями, ветром и т.д.?

            Древние китайцы столкнулись с противоположностью материи и духа, которую европейцы с самого начала представляли как несовместимость, полное разделение природы: Бог и дьявол, добро и зло, а также материя и дух.

            Древние китайцы наблюдали испарение жидкости и не воспринимаемое органами чувств рассеЯние пара, горение дерева, после которого остается лишь горсть пепла, и много других явлений, о которых упоминается в их философских трудах.

            Из этого они сделали вывод о всеобщем единстве, представляя материю лишь как сконцентрированную энергию, принявшую твердую форму, а энергию как испарившуюся материю, возвращающуюся в нематериальное состоЯние, причем вся эта совокупность находится в постоЯнном движении и становлении и ей не соответствует какое-либо постоЯнное неизменное состоЯние.

            Эйнштейн писал (цитируется доктором Жарршко /Jarricot/ в “ Pvopageleux de e’Homeopathie”, Январь 1938 г., с. 13): “Теория относительности показывает, что масса не имеет никакого физического значения, если ее рассматривать отдельно от энергии”. Доктор Жаршко добавляет: “Нужны более веские аргументы, чем ломка привычных наших представлений, чтобы отказаться от идеи единства материи и поля электромагнитных сил”.

            Но присущее энергии глубинное единство содержит, однако, кажущиеся временные противоположности, чередования и относительность, проявляющиеся в движении. Лао-цзи в VI веке до н.э. учил: “Верх является верхом лишь по отношению к низу, а низ является низом лишь по отношению к верху”.

            Эти противоположные крайности были названы Инь и Ян; они предполагают не какое-то определенное состоЯние, а наличие понятия относительности. Отношении к человеческому телу в древности использовали противоположность Ен-вэй; теперь чаще применяют термин Ци-сюй.

 

 

             (Да Ч., VI, с. 7): “Укол на 2/10 дюйма, это ен (на 1/10 - вэй)”. Вэй - идеограмма, используемая для обозначения стража, стоящего перед воротами дворца”.

            (Да Ч., VI, с. 9): “Энергия Вэй - это поверхностная энергия. Она управляет внешней областью. Это жизнь жидкостей и пищи. Она не входит в сосуды, а остается в эпидерме, дерме, мышцах, слизистой оболочке; она распространяется на грудь и живот. При раздражении Вэй возникает болезнь”.

            (Да Ч., IV, с. 8): “Вэй - это ветви и листья (а ен - корень).

            (Да Ч., VI, с. 11): “То, что циркулирует вне сосудов - Ян, это Вэй и энергия”.

            (Да Ч., VI, с. 7): “Укол на 1/10 дюйма - это Вэй (на 2/10 Ен). Ци Сюй (энергия-корень)”.

            (ИСЖМ. Шу-Цюань, с. 41): “В качестве жизни человеческие существа получают энергию Неба и Земли. Энергия Неба Ян - как энергия Ци. Энергия Инь Земли - как кровь Сюй”.

            Тексты часто упоминают Ци и Ян, а также Сюй и Инь в качестве синонимов.

Отсюда управляющие кровью органы хранения являются Инь, а органы - ателье, берущие энергию из пищи - Ян (см. Да Ч., II, c. 20).

            Значение этой противоположности отмечается следующим образом.

(Да Ч., VI, с. 8): “То, что движет пульсы - это энергия Ци. То, что питает болезни - это кровь, Сюй. Сначала движение, и лишь потом - рождение”.

            Это представление оказалось во всех областях настолько плодотворным и полезным, что не только философия, но и все отрасли медицины на него опирались и опираются по сей день. На этом представлении основывается единство наук и великий всеобщий закон.

            (Да Ч., IV, с. 13): “Путь (дао) Неба и Земли - это Инь и Ян. В этом все”.

            “В человеческом теле - тоже Инь и Ян. В этом все”.

            “Инь и Ян - это основа и узел превращений, корень различий”.

            Современные японцы, знакомые с европейской наукой, представляют себе эти силы следующим образом (на японском языке “Ян” произносится как “е”; чтобы не отвлекать внимания читателей, мы сохраняем написание “Ян”):

            (“Единый принцип” Сакуразавы, с. 35): “Ничто не является абсолютной Инь или абсолютным Ян. Инь и Ян характеризуются лишь относительно. Все есть смещение Инь и Ян. Инь производит Ян, Ян производит Инь.

            Все существа заряжаются активностью Ян действует снаружи, Инь - внутри. Внешний Ян становится внутренней Инь, а внутренняя Инь становится внешним Ян.

Действия одного типа отталкиваются друг от друга. Сила притяжения между двумя существами зависит от различия в относительных зарядах противоположных типов действий”.

Различные  авторы постоЯнно возвращаются к идеям относительности и движения: (Да Ч., IV, с. 16): “Корень является Верховным Целым (тай-ци). Различаются два вида энергии этого Верховного Целого:

            Покой - это Инь, но при этом в него подобно жемчужине вкраплен Ян”.

            Движение - это Ян, но при этом Инь присутствует в нем подобно корню.

            Является ли Ян корнем Инь? Это бесконечное движение взад-вперед; превращение вместе с рождением того, что имеет тело.

            Является ли Инь корнем Ян?  Это сокровищница, находящиеся у корня, которая испытывает превращения, рождается и выходит.

            Но энергия, на самом деле, это движение.

            Нельзя отрицать противоположности покоя - движения. Нельзя отрицать противоположности холода - тепла. Но  сначала бывает холод, потом тепло, или сначала тепло, потом холод.

Инь-Ян у живого существа

            Можно различить несколько видов Инь-Ян у человека, по-прежнему имея в виду не какое-то определенное состоЯние, а их относительность, их чередования при постоЯнном движении.

а) Энергия - физическая жизнь

            Ян - это ментальная или психическая энергия, чистая, неуловимая;  ум ( но не хитрость со своей оборотной стороной, коварством, коварством, которые принадлежат Инь и бессознательному); сознательное и совесть.

            Инь - это кровь, материя, животные инстинкты с сопровождающими их обманами и хитростями; бессознательное.

б) Органы-ателье и органы хранения

            Внутренние органы сгруппированы с учетом типа их функционирования; органы, которые управляют, вызывают циркуляцию крови и очищают ее - это органы Инь:  таковыми являются сердце, легкие, селезенка, печень, почки. Органы, которые, получая энергию извне, перерабатывают ее в человеческую, - это органы Ян: таковыми являются желудок, тонкая и толстая кишка, а также мочевой пузырь и желчный пузырь, оказывающие возбуждающее действие на почки и печень.

            Меридианы органов Ян находятся на внешней стороне частей тела и обладают своими особыми пульсами на поверхности запястья. В то же время меридианы органов Инь находятся в глубине запястья.

в) Тепло - холод

            Ян тяготеет к теплу, особенно к внешнему. Инь тяготеет к холоду, особенно к внутреннему.

            (Да Ч., Ш, с. 30): “Когда Ян в изобилии, имеет место крайне сильная жара”.

(Да Ч., I, с. 7) : “Когда Ян в изобилии, имеет место внешняя жара. Когда Ян отсутствует, имеет место внешний холод”.

            (Да Ч., III. с. 30): “Когда Инь в изобилии, имеет место крайне сильный холод”.

(Да Ч., I, с. 7): “Когда Инь в изобилии, имеет место внутренний холод. Отсутствие Инь приводит к внутреннему теплу”.

            При этом в случае внешнего тепла рекомендуется рассеивать Ян; при внутреннем тепле - укреплять Инь.

             При внутреннем холоде следует рассеивать Инь, при внешнем холоде - укреплять Ян.

г) Движение-покой, активность-оцепенение

Ян - это активность, физическая, но особенно ментальная легкость, откуда при его избытке возникает бессонница.

            Инь, напротив, тяготеет к покою, к дремоте; это оцепенение, тяжесть.

(ИСЖМ, IV, с. 20): “Отсутствие сна всегда вызывается избытком Ян.

Долгий сон - это избыток Инь. При избытке Инь даже в дневное время нельзя преодолеть сонливости.

            Когда царствует тишина и нежелание говорить - это значит, что Инь вызывает покой”.

д) Чувствительность-бесчувственность

            Ян придает чувствительность, при его избытке появляется повышенная чувствительность и боль. Люди, обладающие живыми чувствами и подверженные страданиям. характеризуются избытком Ян (желчный пузырь, орган-ателье Ян, является причиной большого числа болей).

            Инь, напротив, это бесчувственность. Люди физического образа жизни, занимающиеся ручным трудом, обладают избытком Инь и испытывают довольно мало эмоций и боли.

е) Соответствие дню и ночи

            Ян соответствует дню, солнцу, лету. Обычно жизнь, активность человека, сила должны увеличиваться при повышении солнечной активности и уменьшаться при ее понижении.

            Те, у кого избыток Ян, продолжают свою деятельность в вечернее время; ночью они испытывают резкие усиления недомогания и болезненных ощущений.

            Инь, напротив, соответствует ночи, луне, зиме. Обычно тяготение к покою, спокойствию должно начинаться на закате дня и прекращаться на заре.

            Те, у кого избыток Инь, утром продолжают чувствовать вялость. При избытке Инь они испытывают усиление и увеличение недомоганий и болезненных ощущений в середине дня.

            Днем следует соответствовать солнцу и Ян; ночью - покою и Инь.

            Облегчение правосторонних головных болей (Ян), вызываемых, как правило, отсутствием Ян, имеет место обычно на исходе дня, то есть ко времени, характеризующемуся избытком Инь; такие головные боли избегают тепла. Левосторонние головные боли (Инь) к вечеру обычно усиливаются. Они стремятся к теплу и солнцу. Они, как правило, объясняются отсутствием Инь и облегчаются к середине дня.

            Нелишне при этом уточнить соотношения Инь-Ян для различных частей дня.

            (Да Ч., VI, с. 4): “Ян зарождается в первые четверть часа после полуночи. Инь зарождается в первые четверть часа после полудня. День - это Ян, ночь - Инн”.

            (Да Ч., II, с. 29): “От зари до середины дня - Ян, находящаяся в Ян. С середины дня до сумерек - Инь, находящаяся в Ян. От наступления ночи до пения петухов - Инь, находящихся в Инь. Именно такому положению дел соответствуют люди”.

ж) Глубина-поверхность; внутреннее-внешнее

            Ян - это внешнее, поверхность, то, что подвергается действию солнца. Внешние стороны членов тела - это Ян.

            Инь - это внутреннее, глубина, то, что не подвергается действию солнца, внутренняя сторона членов тела.

            Меридианы Ян находятся на внешних сторонах частей тела; меридианы Инь - на внутренних сторонах. Их “циркуляция происходит внутри сосудов” (Да Ч., VI, с. 7).

Передняя сторона тела мужчины - Инь,  женщины - Ян. Задняя сторона тела мужчины - Ян, женщины - Инь.

            Кожа - это Ян; кости и мышцы - Инь.

По отношению к женщине, являющейся Инь, мужчина является Ян.

з) Левое-правое, верх-низ: пересечения.

            (Да Ч., VII, с. 28): “Правое - это Ян. Левое - Инь. Верх - Ян; сюда относятся голова и умственные способности, которые тоже являются Ян. Низ - это Инь; сюда относятся половая система, которая является Инь”.

            (Су Вэнь; цит. по Да Ч., I, с. 13): “Неба недостаточно на севере и на западе (там меньше солнца). Поэтому север и запад - это Инь. Так, правые глаз и ухо у людей (если смотреть на юг, находящиеся на севере и на западе) не обладают той ясностью, которая характеризует левые глаз и ухо.

            На юге и на востоке нет избытка земли (острова, берега рок выше на западе и на севере). Поэтому юг и восток - это Ян (земля-Инь).

            Поэтому у людей левые рука и нога (находящиеся на юге и на востоке, если смотреть на юг) не обладают той силой, которой обладают правые рука и нога.

            Для того, что является Ян, сексуальная энергия стремится к возрастанию. При этом верх является проникающим, низ - пустым. Вот почему левые глаз и ухо более развиты, а левые рука и нога развиты менее.

            Для того, что является Инь, сексуальная энергия стремится к понижению, При этом низ изобилует, а верх пуст. Поэтому правые глаз и ухо менее развиты, а правые рука и нога более развиты.

            Поэтому для того, что возбуждает внешнее (Ян) и затрагивает верх (Ян), более достижимо правое (где Ян слабее). Для того, что затрагивает низ (Инь), более достижимо левое (Инь).

             Именно поэтому нельзя поменять Инь и Ян, Небо и Землю”.

            Сказанное     наводит на мысль об одностороннем параличе, когда при повреждении одной стороны парализуются члены тела на противоположной стороне.

            (Да Ч., V, с. 28): “При рассмотрении иллюстрированного Комментария Нань Цзина и М.Сю мы находим: левое и правое не одинаковы: грудь и спина отличаются друг от друга. Из этого вытекает, что левое - это Инь, правое - Ян. Для женщины верно противоположное. Ведь женщина - это Инь, мужчина - Ян. Поэтому спина женщины - Инь, спина мужчины - Ян, и его живот - Инь”.

            При исследованиях, проводившихся в Париже, постоЯнно отмечалось, что у очень нервных, но слабо развитых в физическом отношении людей пульс на правом запястье более полон и жесток, чем на левом. У физически сильных, но склонных к апатии людей, наоборот, пульс на левом запястье более полон и жесток.

е) Болезнь Инь и Ян

            Это различие имеет важное значение, но его не всегда легко провести. Так, близорукость в случае крупных выпуклых глаз - это Ян, но в случае впалых, наполовину прикрытых глаз, - Инь. Корь, сопровождающаяся сильной сыпью, - Ян, но корь, которая плохо выходит из организма и вызывает воспаление легких или сильный бронхит, - Инь.

            Люди, природа которых соответствует Инь (будь то мужчина или женщина), легче всего заболевают болезнями Инь; те же, природа которых соответствует Ян, чаще всего болеют болезнями Ян.

            Признаки болезней Ян следующие: быстрота, сила, они хорошо выходят и продолжаются недолго. Болезни Инь характеризуются глубиной проникновения, они плохо выходят, продолжаются долго и носят хронический характер.

            Иногда смешивают болезни Инь с болезнями крови (Инь), а болезни Ян с болезнями энергии (Ян). Так, в Да Чен (ХII, с. 39).

            Приводится следующее высказывание: “Все болезни коренятся либо в энергии (Ян), либо в крови (Инь)”.

            Болезни, которые коренятся в энергии (Ян) - подвижные болезни; для них характерны более или менее длительные временные ослабления. В европейской медицине их относят к функциональным или нервным заболеваниям.

            Болезни, коренящиеся в крови - болезни неподвижные, локализованные по месту, постоЯнные и не знают ослабления. В европейской медицине их относят к болезням органов.

Важно четко разграничить их по способам лечения: (Да Ч., XI, с. 39): “Крайним легкомыслием было бы рассеивать энергию при болезни крови или рассеивать кровь при болезни энергии, это все равно что убивать невиновного. Как можно простить подобную ошибку?”

ж) Глубокие или поверхностные, полные или еле заметные пульсы

            Пульсы - это пульсы, которые находятся на поверхности и соответствуют меридианам Ян. Кроме того, они характеризуются полнотой, быстротой и напряженностью.

Пульсы Инь - пульсы, расположенные в глубине и соответствующие меридианам Инь. Кроме того , они характеризуются заглубленностью, жесткостью и сжатостью.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.