На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Пульсы в индийской медицине

Сам я не находил сведений об этом, однако я счет полезным привести данные, полученные мною благодаря эрудиции и любезности доктора Филиоза (Filhiosa).

            Древнеиндийские медицинские трактаты, написанные на санскрите, ничего не говорят о пульсе (Шуорута /Sucruta/ и Карака-самхита (Сaraha Samhita).

            И-цзин, китайский паломник в Индию, упоминал об использовании пульсов в Индии в VII в. н.э. (Такакуша (Tahahusa):  A  riord og the Buelol fust haligion, p. 133).

При этом пульсы были описаны в тантрических медицинских текстах, откуда это описание перекочевало в практические пособия по медицине.

            Теория этого вопроса, по-видимому, была уже разработана, и в НадивИньЯне и Надипрокасе (Nadivjnana, Hadiprokaca) - источниках, распространенных в Бенгалии (изд.             Калькутта, 1887) - и в Шивагулигае (Sivagiligai), небольшом современном тамильском трактате по медицине (Мадрас, 1901), она описывается почти одинаково.

            Источники насчитывают шесть или восемь пульсов.

            Шесть пульсов: по одному на каждом запястье, по одному на каждой лодыжке и по одному на голове с левой и правой сторон (НадивИньЯна); восемь пульсов: запястье, лодыжка, по одному на шее с левой и правой сторон, по одному на носу с левой и правой сторон (Шивагулигай).

            Врач берет руку больного (правую у мужчины, левую у женщины) и нажимает на запястье тремя пальцами левой руки.

            Расположенный ближе всего к большому пальцу руки пульс соответствует принципу движения организма, ветру (Вата, Vata). Под средним пальцем находится пульс, соответствующий огненному принципу (Питта, Pita) и обычно находящим отражение в желчи. Под пальцем, наиболее удаленном от большого пальца - пульс, соответствующий водному принципу (слезма, Slesma) и находящий отражение во флегме.

            Согласно Шивагулигаю: на запястье определяют температуру, замедление процесса пищеварения. По пульсам шеи - жажду, усталость, половое бессилие, страх, печаль, гнев. По пульсам носа - смерть или жизнь, любовное желание, болезни глаз, головы, ушей и рта.

            На санскрите пульсы обозначаются словом Нади (Nadi) по названию телесных сосудов. В Тантрах о них говорится очень много, так как через них можно передавать различные виды телесной энергии в форме дыхания, собранные йогой, чтобы они достигли верхней части тела и изливались через череп в пустоту, рассматриваемую в качестве абсолютного Бытия.

            Я сравню эти полученные от доктора Филиоза сведения с традиционными китайскими представлениями. Радиальные пульсы согласно индийским и китайским источникам одни и те же лишь на левом запястье: наиболее близкий к большому пальцу пульс, соответствующий двигательным функциям организма, по китайским представлениям представляет собой пульс сердца и тонкой кишки, в которой происходит процесс превращения пищи в жизненную энергию. Средний пульс, огненный принцип, Питта или желчь в Китае считается пульсом печени и желчного пузыря. Пульс, наиболее удаленный от большого пальца руки (принцип воды) в Китае считается пульсом мочевого пузыря и почек.

            Упоминаемые в индийских источниках пульсы шеи использовались в Китае с глубокой древности (Жень-ин).

            В Индии и в Китае давалось одно и то же название пульсам и артериальным и венозным сосудам и считалось, что через них вместе с кровью переносится и энергия.

            Создается впечатление, что индийцы и китайцы основывались поначалу на одних и тех же представлениях, но китайцам удалось развить их значительно дальше и разработать значительно более глубокую теорию этого вопроса, чем их южным соседям.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.