На главную Написать письмо Поиск



Библиотека


Меридианы и побочные сосуды (цзин-ло)

Теория меридианов /по-китайски: цзин-ло/ относится к важнейшим учениям традиционной китайской медицины, Она служит для объяснения физиологических функций и патологических изменений в человеческом организме, а также необходима для понимания взаимоотношений между внутренними органами. Она играет некоторую роль при лечении с использованием китайских медикаментов, в китайском массаже, но в первую очередь является основой акупунктуры. В последнее время теория меридианов китайской медицины снова оказалась в центре дискуссии вследствие использования акупунктуры в целях анальгезии при оперативном вмешательстве. Дело в том, что нейрофизиологические познания на базе современной западной медицины обезболивания с помощью игл при операциях. В КНР в настоящее время считают, что теория традиционной китайской медицины снова приобрела большое значение именно благодаря эффекту анальгезии с использованием акупунктуры.

Для понимания теории меридианов необходимо иметь в виду, что традиционная китайская медицина является “додекартовской” медициной, для которой было невозможно четкое деление на субъективное и объективное, психическое и физическое, функциональное и материальное, как это имеет место в современной западной медицине. Вследствие этого китайская теория меридианов /аналогично теории наполнительных и полых органов/ включает в себя, наряду с основами для понимания трактов и линий в человеческом организме, многое, что могло быть установлено лишь на основании субъективных ощущений пациентов. Прохождение меридианов, принятое в сегодняшней теории акупунктуры, установлено в значительной части на основании субъективных данных, полученных от пациентов, подвергающихся лечению с применением акупунктуры. Если, например, игла вводилась в точку хэ-гу /меридиан толстой кишки/ на тыльной поверхности руки, то возникало ощущение или щекотание, иногда также и ощущение тепла, которые распространялись от кисти через предплечье к шее. Этот феномен может быть вызван и сегодня путем использования акупунктуры у многочисленных пациентов, и на этом основании возникали первые спекуляции относительно связей между найденными эмпирическим путем точками акупунктуры.

Другой основой китайской теории меридианов были результаты примитивного вскрытия трупов в древнем Китае. При этом было установлено, что внутри тела, под кожей и внутри мышц проходили напоминавшие тяжи или пучки образования, которые назывались “цзин-ло”, не дифференцируя их в смысле современной медицины на артерии, вены или нервные пучки. По этой причине понятие “система меридианов”, как оно рассматривается в китайской медицине, включает в себя как функции кровеносной и лимфатической системы, так и функции периферической и вегетативной нервной системы. До настоящего времени оказалось невозможным дать собственно линиям меридианов какую-либо анатомогистологическую верификацию. Правда, корейский ученый Ким Бон-Хань представил в шестидесятых годах работу о, якобы, существующей в человеческом организме системе каналов, которая соответствует меридианам китайской медицины, однако проверка полученных им результатов в КНР и в Зап. Европе не подтвердила правильность сделанных им выводов. Его утверждения считаются в настоящее время опровергнутыми.

“Додекартовский” характер китайской медицины, присущее ей недостаточное разделение субъективного и объективного может быть и заслуживает сожаления с естественно-научной точки зрения. Между тем именно в этом пункте заложены особые шансы китайской медицины, позволяющие охватить человеческий организм как единое целое, что делает ее существенным дополнением и развитием взглядов зачастую односторонне ориентированной, построенной на чисто естественно-научных представлениях современной академической медицины Особенности китайской медицины /учет целого - чжэн-ди - и диагностике в зависимости от синдромов - бинь-чжэнь/ тесно связаны с “додекартовским” характером ее теории.


Дизайн и программирование: Ходыкин Александр.